У вас есть вопрос о нарушенных правах? Задайте его юристу. Это бесплатно.
Еще в 2008
г . Минздравсоцразвития было поручено определить
продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую
минимальную, в зависимости от класса "вредности" условий, в которых трудится
тот или иной работник. Но, как говорится, воз и ныне там. Долгое время за
неимением ничего лучшего работодатели в этих целях использовали
Списки цехов,
производств, должностей и профессий, разработанные еще в советские времена.
Однако не так давно Верховный Суд РФ констатировал, что таковые в чистом виде
не подлежат применению вот уже почти четыре года. Так как же тогда быть?
Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечивать
нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. В том числе это
означает, что таковые должны соответствовать требованиям охраны труда и
безопасности производства (ст. 163 ТК). Однако, к сожалению, это не всегда
возможно в полной мере в силу характера определенных работ. В связи с этим
законодательство допускает труд и в условиях, отличных от нормальных, в
частности во вредных или даже опасных. В этом случае в задачи работодателя
входит обеспечение максимально возможной защиты работников, своевременного
выявления и профилактики профессиональных заболеваний, сокращения времени
негативного воздействия на них. Так, сотрудникам, занятым на работах с вредными
и опасными условиями труда, должны бесплатно выдаваться прошедшие обязательную
сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной и
коллективной защиты, а также смывающие и обеззараживающие средства, если работа
связана с сильным загрязнением или влиянием бактериологических или физических
факторов. Кроме того, в буквальном смысле слова "за вредность"
сотрудникам полагается выдавать молоко, а в некоторых случаях и
лечебно-профилактическое питание. Помимо этого для предупреждения
профзаболеваний и определения пригодности к выполняемой работе работодателем
для персонала, трудящегося во вредных или опасных условиях, должны быть
организованы за свой счет предварительные, периодические, а при необходимости и
внеочередные медицинские осмотры и обследования. Наконец, для подобных
работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не
более 36 часов в неделю.
Впрочем, это все меры, направленные на снижение негативного
влияния на сотрудников вредных производственных факторов, а также риска
несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Но так или иначе, таковые
имеют место. Поэтому, помимо прочего, Трудовым кодексом предусмотрен также
механизм их компенсации работникам, занятым на вредных и опасных работах.
Статья 147 Трудового кодекса предусматривает, что таким сотрудникам оплата
труда должна быть установлена в повышенном размере, а ст. 117 Кодекса
установлено, что им полагается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск.
Обещанного три года ждут
Ни размера надбавки к заработной плате "за
вредность", ни продолжительности дополнительного отпуска для работников,
занятых вредным и опасным трудом, Трудовой кодекс не устанавливает. Минимальные
значения данных показателей, согласно ст. ст. 117 и 147 Кодекса, а также
условия повышения оплаты труда и предоставления допотпуска определяются
Правительством. К слову сказать, аналогичным образом сокращенная
продолжительность рабочего времени рассматриваемой категории работников,
установленная ТК, - это лишь максимально возможное количество часов работы во
вредных или опасных условиях. В силу положений ст. 92 Трудового кодекса
Кабинетом министров может быть определена и меньшая продолжительность рабочего
времени. В этих целях Правительством было издано Постановление от 20 ноября 2008 г . N 870 (далее -
Постановление). Согласно данному документу работникам, занятым на тяжелых
работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда,
по результатам аттестации рабочих устанавливаются:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7
календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов от тарифной
ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными
условиями труда.
Максимальную продолжительность рабочего времени Кабмин
оставил ту же. Однако при этом Правительством было поручено Минздравсоцразвития
в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления дифференцировать
сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность
ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения
оплаты труда в зависимости от класса условий труда, а также установить условия
предоставления указанных компенсаций. Иными словами, предполагается, что при
выполнении определенных вредных и опасных работ сотрудники вправе рассчитывать
на больший дополнительный отпуск, более высокую надбавку к заработной плате и
меньшее количество часов работы в неделю. С момента вступления в силу
Постановления - 6 декабря 2008
г . - прошло без малого четыре года, однако
соответствующего нормативно-правового акта Минздравсоцразвития так и не было
издано. Более того, за это время само министерство было реформировано в
Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты (Указ
Президента РФ от 21 мая 2012
г . N 636). Последнему в наследство и перешли полномочия
устанавливать размеры "вредных" компенсаций в зависимости от класса
условий труда (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г . N 610). Вопрос в
том, когда они все же будут реализованы и чем руководствоваться работодателям
до этого момента.
Не действует, но применению подлежит
В отсутствие нормативного акта, определяющего большую
продолжительность дополнительного отпуска "за вредность", и перечня
тех, кому он полагается, многие работодатели взяли на вооружение советский НПА
в той части, в которой им предусмотрен более длительный отпуск, нежели семь
дней. Речь идет о Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными
условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, который
утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г . N 298/П-22 (далее -
Список). И все бы ничего, но Определением от 4 апреля 2012 г . N АКПИ12-317
Верховный Суд РФ, по сути, признал данный документ недействующим. Как посчитали
судьи, он не подлежит применению с момента вступления в силу Постановления, то
есть с 6 декабря 2008 г .,
поскольку противоречит Трудовому кодексу. Однако, как оказалось, не применять
его на практике все же довольно рискованно.
Так, в Письме от 19 июня 2012 г . N ПГ/4463-6-1
специалисты Роструда указали, что отсутствие современного нормативного акта,
дифференцирующего "вредные" компенсации по классам условий труда, не
является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого
отпуска в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В
частности, до принятия такового вполне можно ориентироваться на тот самый
Список, просто включив его положения в коллективный договор или локальные
нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 Трудового
кодекса.
Еще дальше пошли представители Федерации независимых
профсоюзов России.
Дело в том, что фактически Верховный Суд РФ признал Список
недействующим, что называется, неофициально. Посчитав, что данный документ и
так не применяется вот уже несколько лет, судьи просто вынесли определение о
прекращении дела. В связи с этим в Письме от 15 мая 2012 г . ФНПР указывает, что
Список действовал, действует и будет действовать, пока он в установленном
порядке не отменен, не изменен и не приостановлено его действие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий