Продолжительность вредного отпуска - трудовое право, новости законодательства

Продолжительность вредного отпуска


У вас есть вопрос о нарушенных правах? Задайте его юристу. Это бесплатно.



Еще в 2008 г. Минздравсоцразвития было поручено определить продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающую минимальную, в зависимости от класса "вредности" условий, в которых трудится тот или иной работник. Но, как говорится, воз и ныне там. Долгое время за неимением ничего лучшего работодатели в этих целях использовали 


Списки цехов, производств, должностей и профессий, разработанные еще в советские времена. Однако не так давно Верховный Суд РФ констатировал, что таковые в чистом виде не подлежат применению вот уже почти четыре года. Так как же тогда быть?
Трудовой кодекс обязывает работодателей обеспечивать нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. В том числе это означает, что таковые должны соответствовать требованиям охраны труда и безопасности производства (ст. 163 ТК). Однако, к сожалению, это не всегда возможно в полной мере в силу характера определенных работ. В связи с этим законодательство допускает труд и в условиях, отличных от нормальных, в частности во вредных или даже опасных. В этом случае в задачи работодателя входит обеспечение максимально возможной защиты работников, своевременного выявления и профилактики профессиональных заболеваний, сокращения времени негативного воздействия на них. Так, сотрудникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, должны бесплатно выдаваться прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной и коллективной защиты, а также смывающие и обеззараживающие средства, если работа связана с сильным загрязнением или влиянием бактериологических или физических факторов. Кроме того, в буквальном смысле слова "за вредность" сотрудникам полагается выдавать молоко, а в некоторых случаях и лечебно-профилактическое питание. Помимо этого для предупреждения профзаболеваний и определения пригодности к выполняемой работе работодателем для персонала, трудящегося во вредных или опасных условиях, должны быть организованы за свой счет предварительные, периодические, а при необходимости и внеочередные медицинские осмотры и обследования. Наконец, для подобных работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю.
Впрочем, это все меры, направленные на снижение негативного влияния на сотрудников вредных производственных факторов, а также риска несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Но так или иначе, таковые имеют место. Поэтому, помимо прочего, Трудовым кодексом предусмотрен также механизм их компенсации работникам, занятым на вредных и опасных работах. Статья 147 Трудового кодекса предусматривает, что таким сотрудникам оплата труда должна быть установлена в повышенном размере, а ст. 117 Кодекса установлено, что им полагается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск.

Обещанного три года ждут
Ни размера надбавки к заработной плате "за вредность", ни продолжительности дополнительного отпуска для работников, занятых вредным и опасным трудом, Трудовой кодекс не устанавливает. Минимальные значения данных показателей, согласно ст. ст. 117 и 147 Кодекса, а также условия повышения оплаты труда и предоставления допотпуска определяются Правительством. К слову сказать, аналогичным образом сокращенная продолжительность рабочего времени рассматриваемой категории работников, установленная ТК, - это лишь максимально возможное количество часов работы во вредных или опасных условиях. В силу положений ст. 92 Трудового кодекса Кабинетом министров может быть определена и меньшая продолжительность рабочего времени. В этих целях Правительством было издано Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870 (далее - Постановление). Согласно данному документу работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих устанавливаются:
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней;
- повышение оплаты труда - не менее 4 процентов от тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Максимальную продолжительность рабочего времени Кабмин оставил ту же. Однако при этом Правительством было поручено Минздравсоцразвития в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления дифференцировать сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимальный размер повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда, а также установить условия предоставления указанных компенсаций. Иными словами, предполагается, что при выполнении определенных вредных и опасных работ сотрудники вправе рассчитывать на больший дополнительный отпуск, более высокую надбавку к заработной плате и меньшее количество часов работы в неделю. С момента вступления в силу Постановления - 6 декабря 2008 г. - прошло без малого четыре года, однако соответствующего нормативно-правового акта Минздравсоцразвития так и не было издано. Более того, за это время само министерство было реформировано в Министерство здравоохранения и Министерство труда и социальной защиты (Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636). Последнему в наследство и перешли полномочия устанавливать размеры "вредных" компенсаций в зависимости от класса условий труда (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610). Вопрос в том, когда они все же будут реализованы и чем руководствоваться работодателям до этого момента.

Не действует, но применению подлежит
В отсутствие нормативного акта, определяющего большую продолжительность дополнительного отпуска "за вредность", и перечня тех, кому он полагается, многие работодатели взяли на вооружение советский НПА в той части, в которой им предусмотрен более длительный отпуск, нежели семь дней. Речь идет о Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск, который утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее - Список). И все бы ничего, но Определением от 4 апреля 2012 г. N АКПИ12-317 Верховный Суд РФ, по сути, признал данный документ недействующим. Как посчитали судьи, он не подлежит применению с момента вступления в силу Постановления, то есть с 6 декабря 2008 г., поскольку противоречит Трудовому кодексу. Однако, как оказалось, не применять его на практике все же довольно рискованно.
Так, в Письме от 19 июня 2012 г. N ПГ/4463-6-1 специалисты Роструда указали, что отсутствие современного нормативного акта, дифференцирующего "вредные" компенсации по классам условий труда, не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. В частности, до принятия такового вполне можно ориентироваться на тот самый Список, просто включив его положения в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 Трудового кодекса.
Еще дальше пошли представители Федерации независимых профсоюзов России.
Дело в том, что фактически Верховный Суд РФ признал Список недействующим, что называется, неофициально. Посчитав, что данный документ и так не применяется вот уже несколько лет, судьи просто вынесли определение о прекращении дела. В связи с этим в Письме от 15 мая 2012 г. ФНПР указывает, что Список действовал, действует и будет действовать, пока он в установленном порядке не отменен, не изменен и не приостановлено его действие.

Похожие Сообщения по Разделам



Share |

Комментариев нет:

Отправить комментарий