Численность работников ИП - нулевый отчет - трудовое право, новости законодательства

Численность работников ИП - нулевый отчет


У вас есть вопрос о нарушенных правах? Задайте его юристу. Это бесплатно.



Индивидуальные предприниматели в отличие от организаций вполне могут вести деятельность и без наемного персонала. В этом свете обязанность налогоплательщиков отчитываться перед ИФНС о среднесписочной численности работников для ИП, не имеющих таковых, во многом представляется излишней. 


Но значит ли это, что ответственность за непредставление соответствующих сведений к ним неприменима? Свое видение ситуации обрисовала тройка судей ВАС РФ в Определении от 17 августа 2012 г. N ВАС-10686/12.
Пунктом 3 ст. 80 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика отчитываться перед налоговой инспекцией в том числе по среднесписочной численности работников. При этом данной нормой предусмотрено две отчетные даты. Не позднее 20 января подаются сведения за прошедший год. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации) организации, - по состоянию на 1-е число этого месяца. При этом если вторая из отчетных дат, что очевидно, рассчитана исключительно на юридических лиц, то в отношении первой никакого исключения для индивидуальных предпринимателей не установлено.

Отчет о среднесписочной численности
Сдавать сведения о среднесписочной численности следует по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@. Рекомендации по ее заполнению приведены в Письме налоговой службы от 26 апреля 2007 г. N ЧД-6-25/353@ (далее - Рекомендации). Согласно последним определять среднесписочную численность необходимо в соответствии с Порядком заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников по видам деятельности", утвержденным Постановлением Росстата от 9 октября 2006 г. N 56. Правда, с момента появления Рекомендаций сменился не один приказ Росстата с указаниями по заполнению формы N 1-Т, да и сама форма была обновлена. Полагаем, на сегодняшний день при расчете среднесписочной численности работников следует руководствоваться Указаниями (далее - Указания) по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия", утвержденными Приказом Росстата от 30 декабря 2011 г. N 531 (п. 26 Указаний, утв. Приказ Росстата от 19 августа 2011 г. N 367).
Для определения среднесписочной численности работников за год сначала рассчитывается данный показатель - он определяется за каждый месяц года. Для этого суммируется списочная численность работников за каждый календарный день месяца и делится на количество дней в этом месяце. За выходной или праздничный (нерабочий) день численность работников списочного состава принимается равной данному показателю за предшествующий рабочий день. Суммировав показатели среднесписочной численности за каждый месяц года и разделив полученный результат на 12, хозяйствующий субъект и получит показатель среднесписочной численности сотрудников за этот год.
Так или иначе, расчет таковой производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора. Указания содержат отдельный список сотрудников, которые учитываются или не учитываются в списочной численности. В то же время в нее включаются только наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники предприятий, получавшие заработную плату на данном предприятии.
Таким образом, сам индивидуальный предприниматель при расчете среднесписочной численности работников не учитывается. Между тем ИП вполне может вести деятельность и не привлекая наемных работников либо пользуясь лишь услугами исполнителей по гражданско-правовым договорам, которые также в расчете среднесписочной численности работников не участвуют. В таких обстоятельствах получается, что предпринимателю необходимо представить в ИФНС нулевой отчет о среднесписочной численности работников. Вполне понятно, что у коммерсантов при этом возникает вопрос: а так ли уж это необходимо?

Ответственность за непредставление
Редкая ситуация, когда за неисполнение той или иной обязанности, установленной Налоговым кодексом, этим же Кодексом не предусмотрены меры ответственности. Да и при выявлении такой практики рано или поздно баланс восстанавливается путем внесения поправок в НК. Другое дело, что игнорирование различных налоговых обязанностей может квалифицироваться по одной и той же статье, устанавливающей ответственность за налоговое правонарушение. Так, и в отношении непредставления сведений о среднесписочной численности специалисты Минфина России в Письме от 7 июня 2011 г. N 03-02-07/1-179 указали, что неисполнение таких отчетных обязанностей в срок в принципе содержит в себе состав такого правонарушения, как непредставление в установленный срок информации, необходимой для осуществления налогового контроля. Ответственность за него предусмотрена п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Согласно данной норме штрафные санкции в данном случае составляют 200 руб. за каждый несданный документ.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по п. 1 ст. 15.6 КоАП, то есть за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок (либо отказ от представления) оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В этом случае штрафные санкции для должностных лиц, к коим в данных обстоятельствах приравнивается в том числе ИП, составят от 300 до 500 руб. (ст. 2.4 КоАП). Впрочем, налоговым инспекторам в рассматриваемой ситуации придется выбирать, к какой ответственности - административной или налоговой - привлекать индивидуального предпринимателя.
При этом, как не раз указывали представители Минфина России, тот факт, что предприниматель не использует наемный труд, никоим образом не освобождает его от обязанности отчитаться перед налоговой инспекцией по сведениям о среднесписочной численности работников (Письма ведомства от 3 февраля 2012 г. N 03-02-08/9, от 20 ноября 2008 г. N 03-02-08/24, от 21 июля 2008 г. N 03-02-08-13). Ни Налоговым кодексом, поясняют чиновники, ни Приказом ФНС России N ММ-3-25/174@, ни Письмом N ЧД-6-25/353@ это просто не предусмотрено. В свою очередь, это означает, что и от ответственности за непредставление сведений о среднесписочной численности работников отсутствие персонала индивидуального предпринимателя не освобождает. Более того, данная позиция благодаря Определению от 17 августа 2012 г. N ВАС-10686/12 получила перевес и в арбитражной практике.
К сведению! В Письме от 20 марта 2012 г. N 03-02-08/23 специалисты Минфина России сообщили, что в Рекомендации по заполнению формы сведений о среднесписочной численности работников предполагается внести изменения, указав лиц, в отношении которых Приказ ФНС России от 29 марта 2007 г. N ММ-3-25/174@, утверждающий таковую, применяться не будет. В частности, рассматривается и вопрос о включении в состав таковых индивидуальных предпринимателей, у которых отсутствуют наемные работники.

Сведения об отсутствии работников
Судьи ФАС Центрального округа, анализируя положения абз. 2 и 4 п. 3 ст. 80 Налогового кодекса, посчитали, что прямо Кодексом не установлена обязанность налогоплательщиков, не являющихся работодателями (не имеющих наемных работников), представлять в налоговый орган сведения о среднесписочной численности несуществующих работников. На этом основании арбитры и освободили индивидуального предпринимателя от ответственности по ст. 126 Налогового кодекса (Постановление от 16 апреля 2012 г. N А09-6084/2011).
В свою очередь арбитры ФАС Поволжского округа пришли к иным выводам. Среди прочего в Постановлении от 17 мая 2012 г. N А12-16770/2011 судьи обратили внимание на то, что среднесписочная численность работников, подтвержденная соответствующей справкой, относится к показателям, влияющим на порядок исчисления налогов и применение различных режимов налогообложения. Напомним, в частности, что она является определяющим фактором для применения УСН или уплаты ЕНВД, а также выявления необходимости отчитываться перед ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи: налогоплательщики со штатом более ста человек не могут перейти на какой-либо из этих спецрежимов и должны представлять налоговые декларации исключительно в электронном формате. В этом свете сведения об отсутствии у предпринимателя работников также относятся к информации, используемой налоговым органом в целях налогового контроля. В Определении же от 17 августа 2012 г. N ВАС-10686/12 тройка судей отказала в передаче этого дела в Президиум для пересмотра в порядке надзора.
Высшие судьи согласились с тем, что в действиях предпринимателя имелся состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126 Налогового кодекса. Так, согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. В свою очередь, п. 3 ст. 80 Налогового кодекса обязывает их отчитываться по сведениям о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. При этом приведенные положения Кодекса распространяются на всех налогоплательщиков вне зависимости от количества наемных работников, в том числе на налогоплательщиков, работающих также и без привлечения наемных работников.

Похожие Сообщения по Разделам



Share |

Комментариев нет:

Отправить комментарий