У вас есть вопрос о нарушенных правах? Задайте его юристу. Это бесплатно.
В договорах займа на видном месте банки должны указывать процентную ставку, а микрофинансовые организации (МФО) — сумму переплаты. Такую позицию озвучила в четверг начальник отдела банковской деятельности департамента финансовой политики Минфина Наталья Сатина. Среди участников рынка это вызвало неоднозначную реакцию.
К первому чтению в Госдуме готовится законопроект, согласно которому МФО будут обязаны указывать информацию о стоимости займа в правом верхнем углу титульной страницы договора — в большой рамочке (15% листа). Аналогичные правила готовятся также для банков и кредитных потребительских кооперативов (КПК). Предполагалось, что для удобства, внесения ясности в жизнь потребителей, сокращения количества конфликтов между кредиторами и заемщиками стандарты договоров для всех указанных финансовых организаций будут едиными.
Но в четверг, 18 апреля, на конференции «Точки роста: как новации регулирования повлияют на качество управления рисками и лояльность клиентов», соорганизатором которой выступило Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (НАУМИР), начальник отдела банковской деятельности департамента финансовой политики Минфина Наталья Сатина озвучила иное мнение. По ее словам, банки и КПК должны указывать эффективную процентную ставку, а МФО — сумму переплаты, то есть абсолютную цифру. Такая позиция вызвала споры среди участников рынка и чиновников.
«Пока это предложение, вариант, — объяснила заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Юлия Бондарева. — На мой взгляд, сумма переплаты — это не ориентир для заемщика. В мировой практике принято отражать в договоре именно процент. Другие параметры, в том числе и сумму переплаты, можно указывать в дополнение». На взгляд замглавы ФСФР, потребителю будет сложно сравнить процент и «номинал», то есть соразмерить стоимость займов у разных финансовых организаций. «А люди должны понимать, что процент по некоторым видам займов от МФО выше, чем по банковским кредитам, — отметила Бондарева. — Например, ставка по payday loans (займам до зарплаты) у ряда МФО, как известно, превышает 700% годовых».
Главный исполнительный директор микрофинансовой компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов уверен, что решение правильное. «В договорах МФО с заемщиками должна быть указана именно сумма переплаты. Наши клиенты не понимают, что такое процентная ставка. Им важно знать, сколько они взяли денег и сколько вернут в результате, — объясняет он. — Речь о том, чтобы сравнивать банковские договоры с нашими, не идет. Аудитория МФО и банков почти не пересекается. Если человек способен взять деньги в банке, то он поступит именно так, поскольку всем понятно, что банковские кредиты дешевле. Мы же обслуживаем в основном тех, кто не может их получить». Тем более, добавил Бахвалов, что МФО предоставляют займы на короткие сроки. «Для сегмента payday loans (наша компания такие займы не выдает) указывать ставку вообще глупо — люди берут деньги всего на две-три недели. Хотя за рубежом МФО действительно показывают процентную ставку, но это работает в тех странах, где потребители хорошо финансово образованы», — заключил главный исполнительный директор «Домашних денег».
Ему вторит пресс-секретарь микрофинансовой компании «МигКредит» Дмитрий Горох. «Существует международный опыт, когда МФО указывают ставки в процентах годовых. Однако большинство таких организаций в России не предоставляет займы более чем на полгода, — комментирует он. — В «МигКредите» самый большой срок, на который можно взять микрозаем, — 36 недель. И он доступен только лояльным клиентам, то есть тем, кто уже пользовался услугами компании и успешно рассчитался по своим финансовым обязательствам. Наиболее популярный срок займа в компании — 20 недель». Учитывая практику работы на рынке «МигКредита», Горох считает некорректным указывать в договоре займа годовую процентную ставку. С его точки зрения, гораздо показательнее и удобнее для клиента было бы законодательно закрепленное указание суммы переплаты и полной стоимости займа («тело» займа плюс переплата).
Позиция банкиров противоположная. «Не знаю, чем вызвано намерение установить разные стандарты для банков и МФО. По сути, кредит и заем — один и тот же продукт, банки и МФО работают на одном рынке. Потребители должны иметь возможность хорошо ориентироваться, сравнивать условия банков и МФО по единым стандартам, одинаковым и хорошо понятным показателям, — говорит директор дирекции продуктов и перекрестных продаж ОТП Банка Дмитрий Сапронов. — Не согласен с тем, что аудитория банков и МФО не пересекается. Например, в банки, которые ориентируются на subprime (высокорисковый. — Прим. ред.) сегмент, и в МФО обращаются клиенты одной и той же категории. Так что кредитные организации — разные, и клиенты у них разные и далеко не всегда хорошо финансово образованные».
Президент НАУМИР Михаил Мамута в свою очередь полагает, что сравнивать проценты и «рубли» действительно некорректно, поскольку неспециалистам будет сложно сопоставить эти показатели, но выступает за компромисс. «Процент — это работающий ориентир, который должен быть единым для всех участников финансового рынка, он поможет потребителю выбрать лучшее предложение на рынке. Другое дело, что вместе с этим нужно указывать также сумму переплаты (фактическую финансовую нагрузку на заемщика), чтобы человек смог оценить ее соразмерность для своего семейного бюджета», — подчеркнул Мамута.
По его мнению, в законе должна быть установлена сама обязанность кредиторов указывать в договоре стоимость займа в доступной для потребителя форме, а установление конкретных требований к раскрытию информации — уже задача регулятора.
Комментариев нет:
Отправить комментарий